Практика студентов в г.Юрьев-Польский

В условиях Государственного Краеведческого музея в г. Юрьеве-Польском Владимирской области вот уже восемь лет один раз в году проходит выездная практика студентов II курса кафедры Монументально-декоративной скульптуры Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академииим. А. Л. Штиглица.

Объектом изучения архитектурной скульптуры во время студенческой практики является храм св. Георгия Победоносца (XIII век). Этот храм, в традиции Владимиро-Суздальской белокаменной архитектуры, был построен последним до нашествия татаро-монгол и вобрал в себя все лучшие достижения предшествующей архитектуры. Особенно храм св. Георгия славен своей исключительной скульптурой. Скульптура эта – изобразительный элемент архитектуры, исполнение которой строится по принципу определённой техники исполнения (как, например, в иконописи или фреске). Эта техника была раскрыта в первый год прохождения практики, как научно-исследовательская работа.

В течение практики студенты изучают технику каменной резьбы рельефа, знакомятся с особенностями построения архитектуры и занимаются, по возможности, восстановлением утраченных в XV веке сюжетов. Ежегодно, в конце года, в стенах Академии, проходят выставки копий рельефов храма, а в этом году (2013 г.) - как восьмилетний итог проведения практик - выставка собранных образцов копий рельефов за восемь лет.

Последовательность этапов резьбы архитектурного рельефа:

  • 1. Академический рисунок с образца, в котором проявлены выносы и глубины изображения.
  • 2. По академическому рисунку нарисовать прорезь (линейный рисунок) в размер каменного блока с учетом композиционных требований.
  • 3. Перенос прописи на каменный блок.
  • 4. На этой стадии выбирается фот на заданную глубину выноса рельефа вокруг изображения.
  • 5. После выборки фона по максимальным глубинам вырубаются основные большие объемы, определяющие фигуру - голова, торс, руки, ноги.
  • 6. На шестой стадии вырезаются более крупные объемы в массе головы, фигуры, ног, рук. Например, в объеме головы – лоб, нос, подбородок, щеки.
  • 7. Завершение работы предполагает мелкую проработку выполненных больших объемов с меньшими на них деталями.

НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ