Предмет охраны

Ансамбль Троице-Сергиевской лавры, 1540- 1550 гг.

  • Успенский собор
  • Троицкий собор
  • Трапезная с церковью Сергия
  • Церковь Сошествия Святого Духа
  • Западная паперть Троицкого собора
  • Церковь Никоновского придела
  • Колокольня лавры
  • Вифейская церковь
  • Церковь Смоленской Божьей Матери
  • Царские чертоги
  • Митрополичьи покои
  • Кельи - Инспекторский корпус
  • Кельи - Варваринский корпус
  • Нредтеченский корпус с кельями
  • Экономов корпус с кельями
  • Успенский корпус
  • Ризничный корпус
  • Серапионовы палаты
  • Казначейский корпус
  • Палаты с двориком
  • Больничная палата с церковью Зосимы и Савватия
  • Надкладезная часовня
  • Усыпальница Годуновых
  • Обелиск
  • Надвратная церковь Иоанна Предтечи
  • Водяные ворота

Усадьба Уваровых, XIX в.

  • Главный дом;
  • Флигели: восточный и западный;
  • Суконная фабрика;
  • Церковь;
  • Дом скотного двора;
  • Кузница;
  • Дом управляющего;
  • Западная галерея;
  • Оранжерея;
  • Служебный корпус;
  • Каретный сарай;
  • Скотный двор;
  • Ворота главного въезда;
  • Сторожка;
  • Парк.

Ансамбль Михайло- Архангельского монастыря

  • Надвратная церковь 1654-1670 гг.
  • Надкладезная часовня XIX в.
  • Михайло-Архангельская церковь 1792-1806 гг.
  • Колокольня XVII в.
  • Знаменска церковь 1624 г.
  • Архимандричий корпус 1763 г.
  • Георгиевская церковь XVII-XVIII вв.
  • Башня южная
  • Башня юго-западная
  • Башня юго-западная угловая
  • Башня юго-восточная угловая
  • Башня западная
  • Башня западная угловая
  • Башня восточная
  • Башня восточная угловая

Усадьба Абрамцево, XVIII-XIX вв.

  • Главный дом
  • Церковь, XIX в.;
  • Избушка на курьих ножках;
  • Мастерская-студия;
  • Баня-теремок;
  • Скамья Врубеля.

Усадьба «Белая Колпь», XIX в.

  • дом управляющего, начало XIX в.;
  • конный двор с каретным сараем, начало XIX в.;
  • псарня, начало XIX в.;
  • Андреевская церковь, I-я пол. XIX в.;
  • парк, начало XIX в.

Термин «предмет охраны» объекта культурного наследия означает совокупность количественных и качественных характеристик памятника, отражающих его особенности, послужившие основанием для включения данного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), произвольное изменение и (или) утрата которых наносит вред объекту культурного наследия.

Понятие "предмет охраны" является ключевым при определении границ допустимого вмешательства при ремонте и приспособлении памятника к современному использованию. В обоих случаях работы на памятнике допускаются "без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны". От подхода к определению предмета охраны каждого конкретного памятника напрямую зависит судьба всех памятников истории и культуры. Содержанием предмета охраны определяются те обязанности, которые государство налагает на арендатора или собственника. Именно поэтому содержание предмета охраны в каждом конкретном случае служит гарантией сохранения памятника.

Основанием для проведения работ по разработке проектов предмета охраны объекта культурного наследия служит федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказ Минкультуры России от 3 октября 2011 г. №954 «Об утверждении положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Основная цель проектирования предмета охраны заключается в выявлении общих и индивидуальных характеристик (композиционных, стилистических и пр.), конкретных параметров и материальных элементов объекта культурного наследия, изменение или утрата которых влечёт за собой снижение историко-культурной ценности объекта наследия или её полную утрату. Определение предмета охраны проводится на основе цикла всех необходимых натурных и камеральных исследований объекта наследия, результаты которых отражают современное состояние (историко-культурную сохранность) конкретного объекта. Результаты определения предмета охраны излагаются в его описании. Описание предмета охраны фиксирует все составляющие его ценностной структуры с учётом того, что данная структура не является механической совокупностью отдельных элементов, параметров и характеристик, а отражает, прежде всего, историко-культурную целостность объекта наследия.

Задачей определения предмета охраны является выявление ценных подлинных материальных элементов и нематериальных качеств выявленных, региональных и федеральных объектов культурного наследия, а также позднейших наслоений, либо реставрационных включений.

Таким образом, критерием для включения в состав предмета охраны объекта культурного наследия является историческая подлинность его наличествующих характеристик и параметров, а также материальная подлинность сохранившихся исторических материальных элементов объекта. В состав предмета охраны объекта культурного наследия включаются те существующие характеристики и параметры объекта, историческая подлинность которых не вызывает сомнений. Если историческая подлинность каких-либо характеристик и параметров объекта в их современном состоянии вызывает сомнения или достоверно установлен факт её искажения, но она не утрачена безвозвратно и историчность данных характеристик и параметров может быть восстановлена методами научной архитектурной или градостроительной реставрации, в таком случае указанные характеристики и параметры фиксируются в описании предмета охраны на достоверную дату, наиболее полно отражающую их историческую подлинность.

Включению в предмет охраны объекта культурного наследия подлежат также материальные элементы, являющиеся реставрационными заменами подлинных материальных элементов объекта. При этом, охраняемая составляющая такого рода замен заключается не в их вещной подлинности, а в типологических и технологических характеристиках и параметрах.

В проектирование предметов охраны объекта культурного наследия входят историко-культурные исследования, включающие сведения о строительстве, изменениях, перестройках, связанных с объектом, исторических событиях, а также проведённых работах по его сохранению. В составе работы обязательно выполняется сбор сведений о собственниках и пользователях, о ранее разработанных проектах, о наличии утверждённой охранной зоны и территории объекта, о наличии режима использования земельных участков в границах территории объекта, камеральная обработка; анализ собранных данных и разработанных материалов; проведение фотофиксации. Результатом является искусствоведческое описание и анализ объекта, оформление схем, чертежей, поэтажных планов, на основе которых выполняется текстовое краткое описание предмета охраны объекта культурного наследия, дополненное графическими схемами предмета охраны.

Предмет охраны объекта культурного наследия является составной частью единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,ведение которого осуществляется Министерством культуры Российской Федерации для учета и охраны всех памятников истории и культуры в Российской Федерации.

Краткая историческая справка

НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ